Новости и обновления

Хлеба. И зрелищ

О том, как бывшие советские заводы по производству хлеба становятся культурными пространствами в современной России

В прошлом году в Москве открылось новое культурное пространство. Подобное в официальной столице происходит куда как чаще, чем в Северной, и прошло бы, возможно, менее заметно для петербуржцев, если бы не повестка по работе с культурным наследием.
Последнее особенно остро звучит для города на Неве в свете архитектурного разнообразия, а особенно его состояния. В этом ключе московский пример действительно ценен и, надеюсь, заразителен.
Центр «Зотов» открыт в пространстве бывшего хлебозавода №5, построенного в 1931 году. Это первый из пяти кольцевых заводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова, три из которых построили в Москве и два — в Ленинграде. Кольцевой — потому что продукция двигалась по кругу сверху вниз: с верхнего этажа отправляли муку, а внизу получали готовые батоны и булки — так хлеб выпекался быстрее и стоил дешевле.
Историческая фотография Хлебозавода № 5 им. Зотова
Довольно любопытно, что здание признали объектом культурного наследия в 2004 году, а промышленные процессы были остановлены позднее — в 2006-м. После этого территорию — с целью создания многофункционального комплекса — выкупила у государства частная компания. И только с 2018 года, после смены собственника (и тревожных обращений градозащитников), начались работы по реставрации.
Вид экспозиции выставки «Конструктивизм. Начало» © Фото: Евгений Наумов
Георгий Вегман. Элеватор. Учебное задание ВХУТЕМАСа на выявление и выражение формы. Перспектива. 1922. Андрей Белогруд. Дворец Труда. Конкурсный проект, генеральный план. 1922 © Фото: Евгений Наумов
Здание хлебозавода не только сохранено, но и получило новую функцию культурно-образовательного центра. Сегодня «Зотов» — вторая жизнь завода, где вместо хлеба зритель изучает теории конструктивизма и идею «нового человека», становясь тем самым соучастником событий ушедшей эпохи. И даже со стороны собственника такой подход оправдан: место — в прямом смысле центр для многофункциональной (и жилой в том числе) застройки, окружающей здание, что существенно повышает стоимость квадратного метра.

А что же Петербург? В нашем городе сохранились два объекта из серии Марсакова: Левашовский и Кушелевский хлебозаводы. Оба предприятия были построены в 1930-е годы и работали даже в блокадное время.

Ку́шелевский хлебозаво́д — памятник архитектуры расположен в Санкт-Петербурге, построен в 1932-1933 годах
На Кушелевском действовали четыре цеха: макаронный, хлебный и два сухарных. После войны предприятие модернизировали: ввели в эксплуатацию один из крупнейших в стране складов хранения муки ёмкостью 1200 тонн, автоматизировали процесс приготовления теста и выгрузки хлеба из печи — отсюда по городу развозили ароматный батон по 26 копеек, чёрный хлеб — по 16, ржаной — по 14, бублики по пятаку за штуку.
Сегодня здание Кушелевского хлебозавода искажено многочисленными поздними постройками, но по-прежнему функционирует, маня прохожих запахом свежеиспечённого хлеба.
Обновленный Левашовский хлебозавод открылся в 2023 году / фото: предоставлено пресс-службой Группы RBI
У Левашовского — другая судьба. Он так же претерпевал перестройки вплоть до 2010-х годов, после чего производство перевели в пригород, а здание наполнилось многочисленными арендаторами. В 2012-м основной корпус завода как образец советского промышленного конструктивизма был признан объектом культурного наследия регионального значения и… окончательно закрыт.

В 2016 году его и прилегающую территорию приобрела девелоперская компания. Работы по реконструкции исторического здания заняли четыре года. Уже в этом, 2023 году здесь откроются офисные помещения и новое городское культурно-деловое пространство. В рамках проекта появится «блокадная комната», в которой гостям «предстоит испытать эмоциональное погружение в историю ленинградской блокады».

Тренд «хлеба и зрелищ» подхватывают регионы. Уникальное здание фабрики-кухни откроется в Самаре с новой стороны: в нём разместится филиал Третьяковской галереи, и уже в этом году там произойдут первые музейные движения. Помимо профессионального подхода, когда история здания (и времени!) сохраняется и транслируется профессиональной музейной институцией, есть ещё одна «самарская» изюминка: с высоты птичьего полёта здание представляет собой серп и молот.
Автор: Мария Туркина
Оригинальная статья на сайте вечерний Санкт-Петербург
Статьи