Новости и обновления

Точки сингулярности: Черноголовка живет не только лимонадами и как она связана с Колтушами

Что вы представляете, когда слышите про город Черноголовку? У меня любимый тархун. Подозреваю, что у большинства — дюшес. Но дело вовсе не в напитках. Идеальное место Это наукоград в Подмосковье
где градообразующими являются предприятия научного комплекса Российской академии наук (РАН). Здесь — порядка десяти НИИ, много зелени, олени, гуляющие по тропинкам между корпусами. Выходцы отсюда — пара нобелевских лауреатов. Некогда эпицентр интеллектуальной элиты Москвы и Подмосковья ныне ведёт тихий образ жизни, архивируя академическое наследие и обнажая (а иногда и наоборот) от слоёв краски, пластика и китча 1990-х годов «академические таунхаусы» — построенные по финскому образцу коттеджи для представителей академической интеллигенции. Город — зелёный. Центральный массив пересекают две тропинки: по одной мужья шли на работу в НИИ (вероятно, так продолжается и поныне), по другой — их супруги на местный рынок (здесь подобной уверенности нет).
Благодатное место, идеальное для написания диссертации или докторской. Но недавно течение мирной жизни горожан взбудоражила попытка активировать культурную жизнь в Черноголовке: в городе открылся сквер имени академика И.М. Халатникова и был установлен арт-объект «Сингулярность Халатникова». Вдаваться в глубокие смыслы последнего мне не позволяет уровень компетентности, однако, согласно источникам, это «трёхмерное изображение чёрной дыры в виде воронки с многочисленными пространственно-временными деформациями в точке сингулярности внизу воронки». Тема искривления пространства-времени близ чёрной дыры фантастически привлекательна для творцов. А для зрителей звучит вполне весомо.
Слава академика Между тем Ленинградская область, в отличие от Московской, славится не только многочисленными дворцово-парковыми ансамблями с имперскими усадьбами, но и своей вариацией наукограда с не меньшим (если не большим) полётом творческой мысли. Речь про Колтуши во Всеволожском районе Ленобласти (полчаса от Петербурга). Боюсь, что некоторые, как и я в своё время, никогда про это место не слышали. Для любителей деталей: имя одного известного академика «делит» территория между селом Павлово и деревней Колтуши. В селе чуть ли не два проезда и одна улица. А на ней — более 40 объектов культурного наследия, входящих в ансамбль «Научного городка учёного-физиолога И.П. Павлова». Он-то нам и нужен. Своим появлением научный городок, или Биостанция (именно так её именовали изначально), обязан непосредственно Ивану Петровичу: 80-летний юбиляр пожертвовал презентованные Советом народных комиссаров 100 тыс. золотых рублей на строительство нового лабораторного здания. Туда же пошёл и 1 млн рублей, подаренный к 85-летнему юбилею. Благодаря академическим презентам теперь можно прогуливаться по единственной улице «научного села», обозревая сохранившиеся по большей части постройки 1930-х годов. Во-первых, архитектура впечатляет (не привычной петербуржцу имперскостью, но строгостью и лаконичностью — чем, собственно, и характеризуется архитектурный стиль конструктивизм). Во-вторых, нас по-прежнему преследует лесной (или парковый) массив.

Сайт-специфик Вишенка. То, ради чего точно стоит ехать. Разумеется, это искусство — и к тому же современное. А ещё хлеще — модное направление Art&Science: то, где художники работают над произведением совместно с научными сотрудниками или же произведение основано на научных изысканиях или иллюстрирует их. Искусство пришло в Колтуши в 2018 году, когда стартовал проект «Новая антропология»: уникальный эксперимент, в рамках которого художники работали совместно с учёными. На базе лабораторий Института физиологии им. И.П. Павлова РАН создавались объекты технологического искусства.До этого был конкурсный отбор, после которого 16 художников из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга вместе с учёными создали 6 работ, ещё 4 — с постоянными консультациями в институте, а 5 являются сайт-специфик («привязанными» к пространству) инсталляциями, рефлексирующими насчёт научных практик. Собственно, этот комплекс работ стал частью постоянной экспозиции музея И.П. Павлова, а на базе научных лабораторий Института физиологии РАН создана «Биостанция» — платформа для художников, кураторов, исследователей, работающих в области научного и технологического искусства и культуры. Кураторы платформы — арт-группа «Куда бегут собаки». Так современное искусство вновь «открыло» науку, запустив интерес к научным процессам через культурные форматы.

Автор: Мария Туркина
Фото: wikipedia.org
Оригинальная статья на сайте вечерний Санкт-Петербург
Статьи