Существует определенный тренд на работу с современным искусством в городской среде. Зачастую в этом процессе отсутствует довольно важный аспект, а именно исследовательская часть и осознанный выбор того или иного инструментария в соответствии с проблематикой места. Для работы над пространством будущего креативного кластера в Великом Новгороде были приглашены авторы, имеющие уличный бэкграунд или уличные художники. Данный термин, в моем понимании, подразумевает выключенность автора в сообщество, при этом обязательное нахождение в нем на момент реализации проекта. Уличный художник - это про взаимодействие со средой, про навык работы с пространством при свободе действий/выбора, а также острое восприятие событийной повестки. Это стало ключевым маркером для привлечения круга художников с подобным инструментарием к работе над конкретным проектом.
Пространство для реализации проекта в Великом Новгороде представляет собой комплекс частично действующих теплиц, частично заселенных новыми креативными резидентами. Пока у пространства не сформирована собственная специфика и вектор развития, а значит границы тем возможных работ художников на территории размыты или же именно с помощью культурной интервенции возможно определить данный вектор целой структуры. Каждый из приглашенных авторов на протяжении последнего времени работал с флоральной темой. При этом инструмент работы у каждого из художников свой: кисть, баллон, аэрограф. Это важно для возможной просветительской программы после отъезда художников с объекта. Ведь одна из ключевых особенностей краткосрочной культурной интервенции заключается не столько в получении определенного эффекта, но и его поддержания силами местного сообщества: это может быть институция или активисты. Интервенция дает почву для подобной поддержки и развития: темы для экскурсионных и медиационных маршрутов, возможность расширения аудитории места, способ работы с художественным сообществом других городов.
В рамках работы над пространством креативного кластера группа авторов (Максим Има, Виталий Простов, Сергей Хеато) создали работы на тему флоры: абстрактные изображения неких галактических цветов, без привязки к конкретных видам растений. Каждая из работ «вплеталась» в соседнюю, создавая эффект единого произведения, единого пространства. Работы выполнены с помощью разного инструментария и различаются стилистически, не разрушая единого впечатления.
Перед авторами не только стояла задача групповой или командной работы при сохранении своих стилистических особенностей, но и переноса некого метода работы с уличным пространством внутрь. Последнее было обозначено свободой действий и моделированием работы художников на улице: без ограничения тем, стиля, границ поверхности. Этот аспект важен для работы с конкретным направлением – уличным искусством, это своего рода метод или обязательное условие, поскольку культурная интервенция подразумевает под собой полноценное раскрытие выбранного метода и его эффективность для данной территории.
Итогом работы художников в Великом Новгороде стало не только создание работ в техническом помещении теплиц и переосмысление данного пространства, но и не запланированный выход вовне. На открытых площадях креативного кластера были созданы 3 граффити. Сергей Хеато и Максим Има выполнили оммаж художнику Николаю Super, а местный автор, спонтанно присоединившийся к группе создал «фирменное» изображение Гуффи. Это пример включения локального сообщества в процесс, тот самый постэффект и возможность поддержки инициативы силами местного сообщества.
Фотографии
Skvo.Yamasi